Что такое специальное образование?

Специальное образование направлено на подготовку лиц с особенностями психофизического развития к трудовой деятельности, семейной жизни, их социализацию и интеграцию в общество, формирование необходимых им в самостоятельной жизни компетенций.

(Кодекс об образовании, раздел XVI, статья 262, п.1)

Интегрированное обучение позволяет детям с особенностями психофизического развития выйти за пределы общества себе подобных, ощутить себя равноправной и равноценной частью человеческого общества, лучше познать и реализовать свой личностный потенциал.

Срок получения образования лицом, осваивающим содержание образовательной программы специального образования на уровне общего среднего образования, зависит от возможности освоения ее содержания, а также от структуры и степени тяжести нарушений в физическом и (или) психическом развитии такого лица и составляет для получения:

  • начального образования – от четырех до пяти лет;
  • общего базового образования – от девяти до десяти лет;
  • общего среднего образования – от одиннадцати до двенадцати лет;
  • общего среднего образования в вечерних классах в специальной школе, специальной школе-интернате – от двенадцати до тринадцати лет.

Сроки обучения и воспитания лиц с особенностями психофизического развития на ступенях общего среднего образования составляют: на I ступени – от четырех до пяти лет; на II ступени – пять лет; на III ступени – два года (в вечерних классах в специальной школе, специальной школе-интернате – три года). 

Срок получения образования лицом, осваивающим содержание образовательной программы специального образования на уровне общего среднего образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью, зависит от его познавательных возможностей и составляет: в первом отделении специальной школы, специальной школы-интерната для обучающихся с интеллектуальной недостаточностью – от десяти до двенадцати лет; во втором отделении специальной школы, специальной школы-интерната для обучающихся с интеллектуальной недостаточностью, в центре коррекционно-развивающего обучения и реабилитации – десять лет.

(Кодекс об образовании, раздел XVI, статья 265, п.2,3,4)

Наполняемость классов интегрированного обучения и воспитания не должна превышать 20 учащихся, из них:

  • не более трех лиц с особенностями психофизического развития с нарушениями однородного характера – при обучении и воспитании детей с интеллектуальной недостаточностью, или неслышащих детей, или незрячих детей, или детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата (со значительным и резко выраженным нарушением передвижения или его отсутствием), или детей с расстройствами аутистического спектра;
  • не более шести лиц с особенностями психофизического развития с нарушениями однородного характера – при обучении и воспитании слабослышащих детей, или слабовидящих детей, или детей с тяжелыми нарушениями речи, или детей с трудностями в обучении;
  • не более четырех лиц с особенностями психофизического развития с разными (не более двух) нарушениями развития.

(Кодекс об образовании, раздел XVI, статья 273, п.14,15)

Для лиц с особенностями психофизического развития, которые по состоянию здоровья временно или постоянно не могут посещать учреждения образования, создаются условия для получения специального образования на дому. Перечень медицинских показаний для получения специального образования на дому определяется Министерством здравоохранения.