1-е классы

Сентябрь. Тема 1. Адаптация учащихся в 1-м классе

Родительское собрание «Адаптация учащихся в первом классе»

Цель: познакомить родителей с особенностями адаптационного периода и условиями успешной адаптации к школе.

Задачи: познакомить родительский коллектив с особенностями адаптации детей к школе; предложить использовать практические советы по успешной адаптации ребёнка к школе; создать доверительный эмоциональный климат среди родителей учащихся.

Форма работы: круглый стол.

Вопросы для обсуждения:

  • Физиологические трудности адаптации первоклассников к школе;
  • Психологические трудности адаптации первоклассников к школе;
  • Система взаимоотношений с ребёнком в период адаптации к школьному обучению.

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

Проведение анкетирования детей «Я – первоклассник»

  1. Тебе нравится в школе или не очень?

-не очень                       

-нравится

-не нравится

  1. Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идёшь в школу или тебе часто хочется остаться дома?

-часто хочется остаться дома

-бывает по-разному

-иду с радостью

  1. Если бы учитель сказал, что завтра в школу не обязательно приходить всем ученикам, желающим можно остаться дома, ты пошёл бы в школу или остался бы дома?

-не знаю.

-остался бы дома

-пошёл бы в школу

  1. Тебе нравится, когда у вас отменяются какие-нибудь уроки?

-не нравится

-бывает по-разному

-нравится

  1. Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали домашних заданий?

-хотел бы

-не хотел бы

-не знаю

  1. Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни перемены?

-не знаю

-не хотел бы

-хотел бы

  1. Ты часто рассказываешь о школьной жизни своим родителям?

-часто

-редко

-не рассказываю

  1. Ты хотел бы, чтобы у тебя был другой учитель?

-точно не знаю

-хотел бы

-не хотел бы

  1. У тебя много друзей в твоём классе?

-мало

-много

-нет друзей

10 Тебе нравится твой класс?

-нравится

-не очень

-не нравится

 

Учащиеся набравшие 25–30 баллов, характеризуются высоким уровнем школьной адаптации, 20–24 балла характерны для средней нормы, 15–19 баллов указывают на внешнюю мотивацию, 10–14 баллов свидетельствуют о низкой школьной мотивации и ниже 10 баллов – о негативном отношении к школе, школьной дезадаптации.

Ход собрания:

  1. Организационный момент

- С детьми мы часто играем в игру «Да – нет». Что это за игра, я предлагаю вам узнать сейчас. Я буду читать строки стихотворения, а вы по контексту должны отвечать «да» или «нет».

Дайте ответ на вопрос мне, друзья:

Деток своих все вы любите? (Да)

С работы пришли, сил совсем нет.

Вам хочется лекции здесь слушать? (Нет)

Я понимаю вас…Как быть, господа?

Проблемы детей решать нужно нам? (Да)

Дайте тогда ещё мне ответ:

В помощи нам вы откажете? (Нет)

Сейчас вам ответить не составит труда:

Все активными будете? (Да)

  1. Этап активизации внимания.

Обсуждение с родителями первого дня, проведённого детьми в школе.

Родители делятся с классным руководителем и друг с другом теми впечатлениями, которые оставил первый школьный день в душе ребёнка, как его поздравили члены семьи, какие подарки получил ребёнок в кругу семьи в честь того, что он стал школьником.

Родительский практикум в виде игры «Радуга чувств» 

 

На доске радуга, каждая дуга которой выражает самые разнообразные чувства, которые может испытывать человек. После того, как Ваш ребёнок переступил школьный порог, в Вашей душе, в Вашем сердце прочно поселились чувства и эмоции, которые заполнили всё ваше существование. Выберите свою разноцветную дугу и назовите это чувство. (Светлая цветовая гамма – положительный настрой, тёмная – проблемы в адаптации).

  1. Родительский всеобуч.

Обсуждение вопроса «Физиологические условия адаптации ребёнка к школе»

Школьный врач знакомит родителей с возможными проблемами, оказывающими влияние на здоровье ребёнка и связанными с изменением статуса ребёнка. Врач поэтапно оговаривает с родителями все проблемы, определяя круг обязанностей родителей.

Вначале оговаривается изменение режима дня ребёнка в сравнении с детским садом, увеличение физической нагрузки.

- Заметили ли вы проявления усталости, вызванной обучением в школе?

- Как вы с этим боретесь?

- Давайте обозначим те действия, которые вы сможете предпринять, чтобы помочь своим детям.

  1. Необходимость смены учебной деятельности ребёнка дома, создание условий для двигательной активности школьника между выполнением урочных заданий.
  2. Наблюдение родителей за правильностью осанки во время выполнения домашних заданий, за соблюдением правильности освещения рабочего места.

-Как оборудовано рабочее место ребёнка в вашей семье? (обмен информацией)

- Как правильно должен сидеть ученик за столом? (наглядный показ)

  1. Предупреждение близорукости, искривления позвоночника, тренировка мелких мышц кистей рук. (показ упражнений для глаз)
  2. Обязательное введение в рацион ребёнка фруктов и овощей.
  3. Организация правильного питания ребёнка.
  4. Забота родителей о закаливании ребёнка, максимальное развитие двигательной активности, создание в доме спортивного уголка.
  5. Воспитание самостоятельности и ответственности ребёнка, как главных качеств сохранения собственного здоровья.

Обсуждение вопроса «Психологические условия адаптации ребёнка к школе»

У ребёнка к моменту поступления в школу должны сформироваться психологические черты, присущие школьнику. У него должно быть желание стать школьником, учиться, принимать участие в серьёзной деятельности. Но и эти характеристики появляются у детей лишь к концу дошкольного возраста, что связано с очередным кризисом психического развития. Ребёнок психологически перерастает игру, и положение школьника выступает для него как ступенька к взрослости, а учёба – как ответственное дело, к которому все относятся с уважением.

На данном этапе важно, чтобы вы как родители являющиеся авторитетом для своего ребёнка во всём – и в действиях,  и в словах, - не допускали негативных разговоров о школе, о школьном обучении, о трудностях в учёбе в присутствии ребёнка. Такие разговоры могут отрицательно сказаться на отношении самого ребёнка к обучению. Важной стороной психологической готовности к школе является и эмоционально-волевая готовность:

  • Способность управлять своим поведением;
  • Умение организовать рабочее место и поддерживать порядок;
  • Стремление преодолевать трудности;
  • Стремление к достижению результата своей деятельности.

Важная задача перед вами, дорогие родители, - научить ребёнка доводить начатое дело до конца. Для этого нужны определённые условия: ничто не должно его отвлекать. Многое зависит и от того, как дети подготовили своё рабочее место.

Большое значение имеет отношение взрослых к делам детей. Если ребёнок видит внимательное, доброжелательное, но вместе с тем требовательное отношение к результатам его деятельности, то он сам с ответственностью относится к ней.

  1. Родительский практикум.

Ознакомление родителей с результатами предварительного анкетирования детей «Я – первоклассник»

Анкетирование родителей «Первые шаги ребёнка в школе»

  1. С каким чувством переступает порог школы ваш ребёнок?
  2. Опишите особенности поведения сына (дочери) с начала посещения школы.
  3. С какими трудностями столкнулся ваш ребёнок?
  4. Какие проблемы возникли у вас?
  5. Как чувствует себя сын (дочь) в ученическом коллективе?
  6. Знаете ли вы друзей своего ребёнка в коллективе? Назовите их.
  7. В какой помощи со стороны педагога нуждается ваш ребёнок?

Знакомство с методиками определения комфортности и затруднений ребенка  в школе

Проживая в школе немалую часть собственной жизни, ваш ребенок порой не умеет рассказать о ней так, чтобы вы получили бы более или менее четкое представление о радостях, переживаниях, успехах и трудностях ребенка. Предлагая вам несколько несложных методик родительской диагностики, надеемся, что они позволят довольно легко и естественно проникнуть в школьный мир вашего ребенка.

 «Пять вопросов в конце недели»

Вечером последнего учебного дня недели, после (во время) ужина или перед тем, как ребенок ляжет спать, поговорите с ним, обсудив несколько простых вопросов:

- Доволен ли ребенок тем, как прошла школьная неделя, и почему?

- Что за пять учебных дней стало для него главным, показалось интересным, расстроило, обрадовало?

- Какие «роли» ему пришлось выполнять за неделю (ученик, дежурный, зритель, участник дела, события, победитель, наказанный, помощник и т.д.)? Выполнение каких ролей ему понравилось, а каких - нет?

- Какой из дней запомнился более всего? Почему?

- С чем связана для него грядущая неделя? Будет ли она в его представлении трудной, радостной, скучной, успешной?

«Беседа по классной фотографии»

Положите перед собой классную фотографию вашего ребенка. Пусть для начала он «познакомит» вас с одноклассниками, покажет соседей по парте, ряду. В дальнейшем через фотографию можно будет подробно расспрашивать ребенка о взаимоотношениях в классе, о его личных симпатиях и антипатиях. Старайтесь, чтобы ваш сын (дочь) больше говорил о положительном и интересном в отношениях с одноклассниками. Не провоцируя ребенка на «ябедничество», нужно очень тонко дать понять, что вас интересуют не столько конфликты или проступки ребят сами по себе, сколько его собственное отношение к этому. Лучше не задавать вопросов типа «Кто у вас в классе больше всех хулиганит?» или «У кого самые плохие оценки?».Предпочтительнее задавать вопросы, помогающие создать, укрепить положительное, доброе, уважительное отношение к одноклассникам: «К кому можно обратиться за помощью?», «С кем интереснее всего играть?», «Кто самый веселый?» и т.п.

 

 «Плюсы и минусы школьного дня»

Это несложная диагностика-игра, позволит вам достаточно объективно оценивать ежедневное настроение ребенка, связанное со школой. На листке бумаги или с помощью двух видов предметов (например, пуговицы и бусинки; зерна красной и белой фасоли и т.п.) нужно «нарисовать» прошедший школьный день. Чего в нем оказалось больше - радостного или неприятного, хорошего или плохого? Главное - увидеть общее настроение, а не допытываться по поводу каждого «плюса» и «минуса», хотя вполне вероятно, что о некоторых из них ребенок захочет рассказать Вам сам.

 

«Копилка школьных успехов»

Поставьте в специальном месте стеклянную (пластиковую) банку или прозрачную коробочку. Отныне это - «копилка школьных успехов». Не сами по себе, конечно, а в виде чего-то материального. Например, тех же зерен крупной фасоли или крупных макарон-ракушек.

Как только «копилка» оказывается заполненной, удивите сына или дочку приятным сюрпризом и... верните фасоль или ракушки на их обычное кухонное место. Пусть все начнется сначала. Лучше, если наградой за полную копилку станет не выполнение заранее данного ребенку обещания (куплю, подарю и т.д.), а что-то пусть вовсе не дорогое, но удивительное и неожиданное.

Объем копилки лучше выбрать такой, чтобы ее заполнение, с одной стороны, не растягивалось на бесконечные месяцы, а с другой - не становилось делом пяти дней. Разумеется, возможны варианты: короткие макаронины-бочонки, к примеру, удобно нанизывать на вертикальный стержень, а фасолины выкладывать по кругу в большой красивой вазе.

Да! Ни в коем случае не забирайте ничего из копилки в качестве наказания за двойки или замечания. Во-первых, это может сделать процесс заполнения практически бесконечным, а значит, бессмысленным, а во-вторых, это попросту несправедливо.

 

Учение в школе - это новый период в жизни вашего малыша. Очень важно, чтобы с первых дней пребывания в школы ребенок чувствовал себя комфортно. От этого будет зависеть успешность его обучения и общения в школе. Дети далеко не одинаково легко «вживаются» в новые условия жизни - школьное обучение.

  1. Обсуждение рекомендаций для родителей первоклассников и оформление их в форме памятки.
  2. Ваш ребёнок пришёл в школу, чтобы учиться. С пониманием относитесь к тому, что у первоклассника что-то не получается, выражайте свою озабоченность. Запаситесь терпением. Если вы хотите, чтобы ребёнок вырос спокойным и уверенным в себе человеком, обязательно хвалите его за любой, даже самый малый успех, проявляйте свою радость, устраивайте небольшие праздники по этому поводу. Одобрение порождает новый успех. Бесконечные упрёки и наказания способствую потере ребёнком вере в себя.
  3. Помогите первокласснику почувствовать интерес к тому, что преподают в школе. Выясните, что вообще интересует вашего ребёнка, а затем установите связь между его интересами и предметами, изучаемыми в школе. Ищите любые возможности, чтобы ребёнок мог применить свои знания, полученные в школе, в домашней деятельности.
  4. Помните, что ребёнок может концентрировать внимание не более 10-15 минут. Поэтому, когда вы будете с ним заниматься (читать, считать, писать), через каждые 10-15 минут необходимо прерываться и обязательно давать малышу физическую разрядку.
  5. Не сравнивайте ребёнка с одноклассниками, как бы они ни были вам симпатичны или наоборот. Уважайте индивидуальность своего ребёнка, любите и принимайте его таким, какой он есть.
  6. При любых школьных конфликтах ребёнок всегда должен чувствовать разумную поддержку родителей и их готовность оказать помощь в сложной ситуации.
  7. Позаботьтесь, чтобы у ребёнка оставалось достаточно времени для игр, прогулок и общения со сверстниками.

Известный педагог и психолог Симон Соловейчик, имя которого значимо для целого поколения учеников, родителей и учителей, в од­ной из своих книг опубликовал правила, которые могут помочь родите­лям подготовить ребенка к самостоятельной жизни среди своих одно­классников в школе в период адаптационного периода. Вам не­обходимо объяснить эти правила ребенку, чтобы помочь ему подготовиться к взрослой жизни.

  • Не отнимай чужого, но и своё не отдавай.
  • Попросили - дай, пытаются отнять - старайся защищаться.
  • Не дерись без причины.
  • Зовут играть - иди, не зовут - спроси разрешения играть вме­сте, это нестыдно.
  • Играй честно, не подводи своих товарищей.
  • Не дразни никого, не канючь, не выпрашивай ничего. Два раза ни у кого ничего не проси.
  • Будь внимателен везде, где нужно проявить внимательность.
  • Из-за отметок не плачь, будь гордым. С учителем из-за отме­ток не спорь и на учителя за отметки не обижайся. Старайся все делать вовремя и думай о хороших результатах, они обяза­тельно у тебя будут.
  • Не ябедничай и не наговаривай ни на кого.
  • Старайся быть аккуратным.
  • Почаще говори: давай дружить, давай играть, давай вместе пойдем домой.
  • Помни! Ты не лучше всех, ты не хуже всех! Ты - неповтори­мый для самого себя, родителей, учителей, друзей!

6.Заключительный этап

Составление проекта решения собрания, включающего перечень планируемых действий по оказанию помощи и поддержки первоклассникам со стороны родителей и педагогического коллектива школы.

  1. Экспресс-анализ оценки процесса и результатов собрания «Круговая беседа». Родители поочерёдно отвечают на каждый из предложенных вопросов: что я ждал от встречи? Оправдались ли мои ожидания? Что нового узнал? Что буду применять в своей жизни? Что педагогу следует учесть на будущее при организации встреч с родителями?

 

 

свернуть