Методические рекомендации по профилактике наркомании
Как это ни покажется парадоксальным, но даже сегодня, в эпоху гласности, когда не осталось ни одной проблемы, ни одного вопроса, которые не подверглись бы тщательному препарированию в средствах массовой информации, далеко не все имеют четкое представление о проблеме наркомании. А она почти повсюду в мире превратилась в опасность для граждан и государственных институтов. Информация из большинства стран мира свидетельствует, что злоупотребление наркотиками распространилось во всех социальных слоях и возрастных группах, и особенно среди молодежи. Дети и подростки в настоящее время приобщаются к наркотикам в более раннем возрасте, чем в недалеком прошлом.
По мере изменения социально-экономической и морально-психологической ситуации в нашей стране, расширения зарубежных контактов, открытости границ, использование Интернета, все более масштабные и тревожные очертания приобретают проблемы, касающиеся молодежи. Среди них — «бич нашего времени» или «белая смерть», как называют иногда наркоманию.
Возможно некоторые граждане, не имевшие раньше достоверной информации о проблемах, связанных с наркотиками, зададутся вопросом: «А в чем вообще опасность наркомании для общества и так ли актуальна сегодня эта проблема?».
Дело в том, что государствами и социальными институтами во всем мире немедицинское использование наркотиков рассматривается как большое зло, которое везде пытаются всячески ограничить, в том числе законодательно и с помощью правоохранительных органов. Причин для всеобщей тревоги несколько.
Во-первых, наркомания чрезвычайно активно способствует деградации личности и разрушению организма, а это, в конечном счете, дело не только самого наркомана, который живет среди людей и зачастую неизбежно становится источником серьезной опасности для окружающих. Во многих случаях человек, больной наркоманией, к сожалению, становится безнравственным, циничным и жестоким. Кому хотелось бы, чтобы в классе с его ребенком учился или жил в соседней квартире наркоман. Но в первую очередь такой человек — это огромное горе для всех его близких, которые на глазах теряют сына или дочь, мужа или отца.
Во-вторых, наркомания — непосредственная причина огромного количества различных преступлений, в том числе тяжких. По данным научных исследований около 2/3 несовершеннолетних наркоманов становятся преступниками. Это обусловлено тем, что они в силу своей непреодолимой тяги к наркотикам не останавливаются перед совершением преступлений (чаще всего краж), чтобы добыть очередную дозу или средства для ее приобретения.
Сегодня наркотики широко распространены в преступной среде, а многие преступления, так или иначе, связаны с ними. Нередко в сообщениях мировых средств массовой информации о фактах захватов преступниками заложников обращается внимание на то обстоятельство, что преступники наряду с транспортом, оружием и валютой требовали предоставить им наркотики. Одни использовали зелье для «взбадривания», другие просто не могли без него жить.
Спрос на наркотики стимулирует их предложение на «черном рынке», подпольную индустрию выращивания наркотикосодержащих растений, контрабанду и незаконную торговлю наркотиками, их производства в подпольных лабораториях и т.п. Вокруг сверхдоходов от незаконного оборота наркотиков плодятся и разрастаются мафиозные кланы, бандитские группировки всех мастей. Эти криминальные сообщества в некоторых странах зачастую коррумпируют государственных чиновников, предпринимают попытки расширить сферы влияния на жизнь общества (по данным Интерпола уже в 12 странах правительства находятся под контролем наркомафии).
Кроме того наркотики, подчас вызывая агрессивность, толкают на бессмысленные по своей жестокости преступления. И, наконец, ослабленные наркотиками люди нередко сами становятся легкой жертвой преступников.
В-третьих, наркомания в целом угрожает физическому и нравственному здоровью нации. Сюда можно отнести и генетическое вырождение поколений, и тесную связь наркомании с проблемами СПИДа, гепатита, других тяжелых болезней, гомосексуализма, проституции. Здесь целый «букет» различных социальных проблем.
В-четвертых, человек в состоянии наркотического опьянения неадекватно отражает действительность и не может в полной мере (а то и вовсе) контролировать свои действия. Исчезает критическая оценка ситуации, притупляется ощущение риска, нарушается координация движений. И вот представьте такого человека, например, управляющего транспортным средством, или имеющего в руках боевое оружие, или в любой другой сфере, связанной с высоким риском, с источником повышенной опасности.
В-пятых, наркомания причиняет колоссальный экономический ущерб, причем, как прямой, так и косвенный. Сюда относятся больничные и социальные расходы, производственные простои, травмы, аварии, потеря квалификации и трудоспособности, социальный паразитизм (иждивенчество, бродяжничество, попрошайничество), расходы на правоохранительную систему, на профилактику наркомании, научные исследования и т.д.
В-шестых, это, если можно так выразиться, «социальная заразность» наркомании. По данным целого ряда научных исследований каждый наркоман способен вовлечь в наркоманию 7-10 человек. И, что особенно важно, многие наркоманы объективно заинтересованы вовлечь как можно больше новых людей в наркотические сети.
Таков разноплановый и многоаспектный характер проявлений наркомании и порождаемых ею социальных проблем, ставящих это явление в один ряд с самыми опасными недугами человечества.
Что может сделать учебное заведение?
Главным и самым беззащитным объектом, по которому «ведет огонь» наркобизнес, является молодежь, особенно дети и подростки. А это значит, что они уже сегодня нуждаются в защите, в умелом и заботливом предостережении. Кто лучше всего может сделать это? Казалось бы, конечно, родители. Но всегда ли в семье достаточно взаимопонимания, чтобы ребенок прислушался к их совету? Наконец, все ли родители способны умело и эффективно предостеречь ребенка от беды? Конечно, семья остается главным щитом, преграждающим дорогу этому злу, но, к сожалению, не всегда может с успехом решить эту проблему. Причин тому немало и они, в общем, известны.
Поэтому нередко единственной и реальной спасительной преградой на пути молодого человека в тот иллюзорный и страшный мир, из которого мало кому удалось вернуться к полноценной и здоровой жизни, на сегодня наряду с родителями остается учитель. Именно он, как никто другой знает о немалочисленных проблемах и подводных камнях, которые угрожают юным и неопытным душам на пути познания жизни и становления личности.
Наркомания сегодня является одним из самых опасных и трагических рифов, на которых терпят смертельное крушение еще не вошедшие в жизнь молодые люди.
В отличие от даже самого прекрасного специалиста по проблемам противодействия наркомании, имеющего, как правило, очень ограниченные и кратковременные возможности прямого общения с молодежью, педагог может целенаправленно воздействовать на своих учеников в течение продолжительного времени. И этим преимуществом он должен умело воспользоваться во имя здоровья нации и будущего страны.
Печальный опыт многих развитых государств свидетельствует о том, что наркомания превратилась для них в крупную национальную проблему, за которой просматривается угроза будущему этих стран.
Уже давно известно, что только единицам из тысяч наркоманов удается вырваться из страшных пут. Болезнь через годы и даже десятилетия может возвратиться. Как считают специалисты, наркотик — сильнейшая из ловушек, он цепко держит свои жертвы и забыть его почти невозможно. К сожалению, наркотик способен делать человека зависимым настолько, что воля и интеллект молодых людей оказываются не способными противостоять ему.
Поэтому, наиболее реальным делом в борьбе с наркоманией является ее профилактика, а не лечение (хотя последнее тоже немаловажно). А чтобы вовремя предупреждать наркоманию, учителям необходимо постоянно проявлять внимание к своим ученикам.
Мы далеки от мысли учить преподавателей педагогическим тонкостям антинаркотической работы. Наша цель видится в том, чтобы на основе обобщения накопленного многолетнего опыта непосредственного общения работников правоохранительных органов с подростками-потребителями наркотиков и их окружением подсказать учителю общие принципы противодействия распространению наркомании в подростковой среде и дать некоторые рекомендации, касающиеся этой работы. На наш взгляд при творческом и внимательном подходе к предлагаемому материалу педагог найдет нечто полезное для себя.
Если вы столкнулись с наркоманом
Находясь на улице, в транспорте, в любом другом общественном месте, вы можете столкнуться с человеком, находящимся в состоянии наркотического опьянения.
Если пьяного довольно легко определять по поведению, запаху, разговору, то человека, одурманенного наркотиком, можно принять просто за психически неуравновешенного человека. Действительно, человек, находящийся в определенной стадии наркотического опьянения, может выглядеть странно. Но сказать так — значит не сказать главного. Наркоман, независимо от того, находится ли он под воздействием наркотика или испытывает жгучую потребность в очередной порции яда представляет реальную опасность для окружающих. Под воздействием наркотика он не отдает отчета в своих действиях, а при возникновении физиологической потребности в очередной порции он готов пойти на преступление. Наркоман из-за денег может даже убить человека. Опасность столкновения с наркоманом во многом зависит от способности своевременно «опознать» такую личность.
Лучший способ избежать контакта с наркоманом заключается в использовании следующих рекомендаций. Не посещать тех мест, где наркоманы обычно собираются. О всех таких случаях сообщать в милицию. Немедленно уходить от людей, которые по перечисленным выше признакам напоминают наркоманов.
Если такой человек проявляет по отношению к вам внимание, пытается вступать с вами в разговор, проявляя бесцеремонность и агрессивность, немедленно уйдите.
В случаях, когда вы где-либо заметили шприцы, резиновые жгуты, пустые ампулы из-под жидких медицинских препаратов, большое количество таблеток снотворного психотропного свойства, следы от многочисленных уколов-инъекций на руках в области вен и т.п. и подозреваете, что столкнулись с людьми, употребляющими наркотики, немедленно покиньте это место. О своем подозрении необходимо сообщить в милицию.
Помогите молодым, предупредите возможность совершения правонарушений вашими детьми!
Рекомендации педагогу или сотруднику правоохранительных органов по проведению профилактической работы
Выделить из обшей массы аудитории (группы) именно тех, кому потенциально более всего угрожает судьба наркомана, конечно трудно. Непросто выявить и начинающего наркомана. Поэтому в антинаркотической работе следует уделять внимание всем без исключения молодым людям.
Старая истина гласит, что лучший способ узнать особенности поведения ученика — это основательно изучить его характер и наклонности, а не превращаться в беспокойного детектива, который своими действиями может оттолкнуть подростка от себя.
Если вы решили обсудить проблему наркомании в той или иной аудитории, настоятельно советуем:
• как можно лучше изучить специфику проблем, связанных с наркотиками (социальных, медицинских, психологических, юридических);
• предварительно продумать наиболее рациональную форму обсуждения вопросов (то есть такую форму, которая наиболее подходит для конкретной аудитории в смысле восприятия и активного вовлечения всех присутствующих в обсуждение);
• с учетом возрастных особенностей аудитории четко определить тему, круг и рамки вопросов, подлежащих обсуждению, с тем, чтобы оно не вылилось в попытку охватить необъятное;
• позаботиться о наглядных пособиях (фильмы, слайды, аудиозаписи, плакаты и т.д.), несущих дополнительную информацию.
Необходимо помнить, что молодые люди нуждаются в том, чтобы им более обстоятельно и доходчиво растолковали, что же представляет собой наркотик в реальной человеческой жизни и как он может повлиять на состояние организма и судьбы человека. И нет ничего плохого в том, что, начав беседу, вы коснетесь азов обсуждаемой тематики.
Если вы взялись обсуждать проблему распространения наркомании, избегайте голых утверждений и констатации. Это может привести к нежелательному эффекту отторжения слушателями всей последующей информации.
Не скрывайте своего отношения к наркомании, но делайте это ненавязчиво и к месту. Излишне частое подчеркивание вашего отношения может породить мнение о предвзятости и отпугнуть аудиторию. Откровенно выскажите слушателям все, что думаете по поводу злоупотребления наркотиками, но не пытайтесь резко высмеивать чужую точку зрения. Демонстрируйте уважение к мнению других. Полезно использовать бесспорные факты и логику, объясняющие, почему вы придерживаетесь именно такой позиции. При этом желательно избегать многочисленных ссылок на авторитеты.
Предоставьте возможность всем присутствующим активно участвовать в обсуждении, то есть высказывать свое мнение и определиться, какие поступки они намерены совершать в той или иной ситуации.
Постарайтесь, чтобы в основу ваших доводов были положены два принципа: оригинальность и уместность.
Давно подмечено, что наибольший эффект в концентрации внимания аудитории и запоминании материала дают факты из личной практики или связанные с жизнью вашего города, района, области.
Если вы не можете ответить на вопросы слушателей, не стесняйтесь признаться в этом.
Заключение
Профилактика потребления наркотиков среди подростков — достаточно непростой в психологическом, правовом и организационном отношении процесс. Ее необходимо строить не только на основе воспитательного процесса, психотерапевтического или медицинского вмешательства. При ее организационном построении важно помнить о законодательной и правовой регламентации антинаркотической деятельности. Здесь следует использовать положения административного, уголовного и других законодательств, а также нормы международного права и рекомендации мирового сообщества.
Нам бы хотелось обратить внимание педагогов на то, что вся профилактическая работа с детьми должна быть тщательно продуманной, осторожной, максимально тактичной.
Для более успешной работы с несовершеннолетним потребителем наркотиков, как правило, целесообразно связаться с его родителями, указав им на желательность консультации с наркологом (можно в таких случаях воспользоваться и анонимной помощью на дому или в стационаре). Следует учитывать, что необоснованные или нетактичные утверждения педагога о немедицинском употреблении наркотиков подростком могут стать поводом к конфликту между учебным заведением и семьей этого подростка, вплоть до судебного разбирательства. Кроме того, такие утверждения могут оказаться и серьезным психотравмирующим фактором, привести к нервному срыву у учащегося.
Информация о наркотиках и наркопреступности, поданная без учета подростковой психологии, может возбудить нездоровый интерес у слушателей и даже побудить их к употреблению наркотических средств.
Таким образом, профилактическая работа в подростковой среде требует от педагога ответственного, вдумчивого и профессионального подхода, наличия определенных познаний и их постоянного расширения, чему в определенной степени и призвана помочь данная работа.